В давние времена это было. Жили в тундре сильные и выносливые люди рода Маяты. По всей тундре они кочевали и в тайгу приходили. Эти люди были нехорошие: когда встречали эвенков — сразу всех убивали.
Однажды люди рода Маяты в тайге к одному большому озеру прикочевали. Там рыбаки-эвенки жили, хорошо жили: рыбы много ловили, охотились, вечерами ёхорьё [Ёхорьё — эвенкийский народный танец] танцевали и пели. Как только люди тундры на озеро пришли, этих рыбаков убивать начали. Кто не погиб, в тайгу убежал. Люди Маяты одни на озере жить остались.
Живут и живут в чужом стойбище, рыбу в озере ловят, охотятся в тайге, вечерами возле костра собираются, веселятся.
Вот в один какой-то день вдруг все озеро замерзло, а на середине озера из-подо льда большой рог какого-то зверя вырос. Все люди Маяты по льду побежали и этот рог вытаскивать начали. Самые сильные охотники тащили, но не смогли вытащить. Тогда они топоры принесли и рубить начали этот рог. Когда рог разрубили, из него кровь брызнула, а подо льдом тот огромный зверь зашевелился, и лед сломал. Все люди Маяты сразу утонули. Ни один не спасся.
Эвенки-рыбаки на это озеро снова вернулись, хорошо стали жить там, всегда большую добычу имели, свой хоровод «ёхорьё» танцевали.
«Это не зверь был. Это Мать-Земля плохих людей так наказала. С тех пор люди-эвенки еще сильнее свою Землю любят и берегут», — так говорят старые эвенки.
Танчами
Говорят, в давние времена в тайге охотник Танчами жил. Один в эти места прикочевал, сильным и ловким охотником был.
Одиноко в тайге так кочуя, стойбище эвенков встретил, чум свой рядом поставил, потом вместе с ними вдоль реки откочевал. С этими эвенками Танчами в одних местах охотился, много диких оленей добывал, в реке много рыбы ловил. Мужчины стойбища начали завидовать ему, без всякой причины ругали его.
Так и жили какое-то время, охотясь и по тайге кочуя. Люди стойбища не знали, что Танчами — шаман[19]…
Вот однажды охотники стойбища сели на плоты и по реке на факторию поплыли. Танчами с ними поплыл. Когда далеко от стойбища отплыли, мужчины схватили его и в воду бросили. Танчами сразу же утонул.
Охотники обрадовались, что Танчами утонул, и дальше поплыли…
Плывут, плывут и видят: на берегу живой Танчами свою одежду сушит. Он, оказывается, под водой невидимым далеко вперед уплыл и на берег вышел. Охотники испугались, причалили к берегу, отдали ему один плот, сказали: «На факторию один плыви». А сами в стойбище вернулись, собрали всех шаманов и начали советоваться, что с Танчами делать: как его убить?
Танчами один на факторию поплыл. Купил там свинец и порох, потом домой пошел: в стойбище его олени остались — он забирать пошел.
Пришел в стойбище, а там все люди друг с другом дерутся, никак решить не могут: одни хотят убить Танчами, а другие не хотят убивать. Танчами пошаманил, чтобы они не убивали друг друга, и все перестали драться. Потом людям стойбища сказал:
— Меня нельзя убить. В вашу тайгу я пришел из Заполярья. Я полюбил вашу землю, много подарков ей оставил. Ваша земля старая и добрая. Я не делал на ней плохого, и она всегда меня спасала. Зачем хотели убить друг друга? Если ваша земля рассердится, то на ней никто живым не останется. Я попросил доброго духа вашей земли Хингкэна[20], и он вас простил. Я желаю вам только добра. Живите не ссорясь, любите друг друга и любите землю. И вы будете жить богато и счастливо.
Танчами так сказал и покинул их стойбище…
Старые эвенки говорят, что с тех пор люди стойбища не стали ссориться между собой и чужих людей обижать, а свою землю они начали беречь и любить, поэтому стали жить богато, много детей и внуков имели.
Те люди и сейчас богато живут…