“Храбрый Нядыга” — удэгейская народная сказка, повествующая о богатыре, чья сила и отвага превосходят все ожидания. Сюжет разворачивается вокруг юноши Нядыги, выросшего не по дням, а по часам, и его решимости победить злобного змея Симму, терроризирующего народ. Вооружившись невероятной силой, он бросает вызов чудовищу, несмотря на предупреждения о его неуязвимости. Одолев Симму, герой сталкивается с неожиданными последствиями: рана и потеря памяти лишают его рассудка. Любовь и забота доброй девушки возвращают Нядыге здравый ум, и они создают новую семью. Сказка раскрывает глубокую связь человека с природой, демонстрируя исцеляющую силу земли и важность гармонии с окружающим миром. Эта мудрая история о храбрости, любви и уважении к природе вдохновляет читателей на добрые поступки и напоминает о силе духа. Погрузитесь в мир удэгейских легенд и откройте для себя удивительную историю храброго Нядыги!
Жили старик со старухой. Плохо они жили: старик стал слабым, на охоте бывал, редко. Был у них сын Нядыга. Мальчик рос очень быстро, быстрее, чем маньчжурский орех. Вырос он и стал просить у родителей лыжи, копье и лук. Старик говорит старухе:
— Найди мои лыжи и лук, отдай сыну.
Сам-то он слабый был, не ходил совсем. Нашла все это старуха и отдала сыну. Встал Нядыга на лы-жи, погнулись лыжи.
— Не по мне эти лыжи, — говорит Нядыга. Натянул он лук, не выдержала тетива — порвалась. Срубил тогда Нядыга большое ореховое дерево, вытесал из него лыжи, семь шагов в длину, приклеил им снизу шкуру сохатого, а из амурской сирени согнул себе лук длиной в две руки и пошел на охоту…
Услышал он на охоте, что за семью перевалами живет страшная змея Симму, которая пожирает людей. Возвратился Нядыга домой с добычей и стал просить разрешения у отца с матерью сходить иубить эту змею.
— До каких лор, — говорит он, — змея будет поедать людей? Человек самый сильный в тайге, ему должны все звери подчиняться.
— Что ты, что ты, Нядыга! — запричитала старуха. — Как ты убьешь Симму? У нее панцырь из железа: ни копье, ни стрела не пробивают. Она съест тебя, как съела многих охотников.
Не пускали отец с матерью Нядыгу.
— Не дождемся мы тебя, помрем. Ведь старые мыбольно.
Но он все-таки пошел. Идет Нядыга и поет:
Семь перевалов лежат на пути, Семь перевалов мне нужно пройти, Много опасностей ждет на пути, — Сильным не страшно, однако.
Верных три друга есть у меня: Лук и копье, острый нож у ремня. Верных три друга есть у меня… С ними не страшно, однако.
Встречу за сопкой я злую змею, Стрелы и нож мне помогут в бою, Песню победную я пропою, — Храбрым не страшно, однако.
Шел он, шел — видит: навстречу ему девушка воду несет. Халат на девушке развевается от ветра, волосы растрепались.
«Откуда поднялся такой ветер?» — думает девушка.
А это юноша идет с такой быстротой, что ветерподнялся.
Поравнялся с ней Нядыга и попросил напиться. Зачерпнула ему девушка берестяным ковшиком водицы и спросила:
— Куда ты идешь, молодой охотник?
— Иду к Симму, хочу помериться с ней силой, — отвечает Нядыга.
— Как же ты убьешь ее, у нее панцырь железный? — говорит девушка. — Ну, вот что, запомни: у Симму на груди есть желтое пятнышко; если попадешь в пятнышко, убьешь Симму. Только Симму всегда лежит на груди, ее нужно разозлить, тогда она прыгнет. В это время и стреляй в нее, хорошо стреляй!
Поблагодарил Нядыга девушку и пошел дальше. Шел он, шел, пять перевалов перешел, смотрит, навстречу ему девушка воду несет. Совсем как первая, но только халат у той был светлый, а у этой черный; первая улыбалась ему, а эта смотрит сердито. Попросил у нее Нядыга напиться.
— Скажи сначала, куда ты идешь, — спросила его девушка в черном халате.
— Иду биться с Симму! — ответил Нядыга. Рассмеялась злая девушка — она была шаманка — и говорит:
— Куда тебе биться с моей старшей сестрой, она съест тебя вместе с олочами. Иди прямо к ней в пасть, не дам я тебе воды.
Рассердился Нядыга и проткнул дно ковшика шаманки стрелой.
— Как твой ковш проткнул я стрелой, так и твою сестру проткну, — сказал Нядыга и пошел дальше.
— Ах, чтоб у тебя ноги отгнили! — крикнула ему вдогонку шаманка.
Перешел Нядыга седьмой перевал и видит гору человеческих костей, а рядом, в пещере, Симму. Раскрывает она пасть большую — пребольшую — юрта свободно поместится в ней — и говорит страшным голосом:
— Эй, мальчик величиной с птичье яичко! Зачем ты пришел ко мне? Я хорошо пообедала и хочу спать. Уходи домой и не возвращайся.
— Я пришел посмотреть на тебя! — крикнул в ответ Нядыга. — Что у тебя за сила, если ты столько людей поела? Выходи, покажи мне свою силу!
— Ха, ха, ха! — засмеялась Симму, и камни покатились с сопки. — Не такие великаны приходили ко мне и те погибали. Дыхнуть мне только, и ты улетишь, как былинка. Ступай домой, глупец!
— Но почему ты не выходишь? — спросил Нядыга. — Если ты боишься копья, я брошу копье; если ты боишься ножа, я брошу нож. Ты, говорят, прыгаешь сильно. Допрыгни до меня, если не трусишь.
— Ах, так! — закричала Симму. — Ну, берегись тогда!
Она стала собираться в клубок, и скалы зашатались. Нядыга бросил копье и нож, с одним луком остался и говорит стреле:
— Стрела, стрела, если мне суждено жить, попади в то место, куда буду целиться.
Сильно рассердилась Симму, прыгнула выше сопки, налетела на Нядыгу. А Нядыга выпустил стрелу и попал в желтое пятнышко. Упала Симму на землю и дух испустила. Подошел к ней Нядыга. Стал тянуть стрелу, не может вытянуть, глубоко ушла стрела. Потянул один раз, потянул другой, на третий — выдернул, но стрела впилась в ногу Ня-дыге. Слишком сильно он дернул. Распухла нога так, что нельзя идти. Что делать теперь? Думал он, думал, видит: мышка выбежала из норки.
— Мышка, мышка, — говорит ей Нядыга, — сбегай к моим родителям, принеси лекарство.
— Я подожду, когда ты умрешь, — отвечает мышка. — Я буду грызть тебя.
Прилетела сорока.
— Сорока, сорока! — просит ее Нядыга. — Я убил Симму и поранил себе ногу. Слетай к моим родителям за лекарством.
— Я подожду, когда ты умрешь, чтобы глаза тебе выклевать, — отвечает сорока.
Летит ворон.
— Ворон, ворон, подлети поближе! — крикнул ему Нядыга.
Ворон подлетел к нему и спрашивает:
— Что тебе нужно, юноша?
— Я убил Симму и поранил себе ногу. Видишь, как пухнет она… Слетай к моему отцу с матерью, принеси лекарство.
— Что станет с тобой, пока я слетаю? Ты помереть можешь, — говорит ворон.
Полетел ворон за семь перевалов. Прилетел к родителям Нядыги, сел на юрту и каркнул.
— Смотри, — говорит старуха. — Ворон сына, наверно, клевал и прилетел к нам.
— Нет, — отвечает ворон, — я за лекарством прилетел для вашего сына. Он Симму убил и ногу себе поранил.
— Спасибо тебе, ворон, — говорит ему мать. — Отдохни немного, пока я лекарство приготовлю.
Стала она готовить лекарство из семян лимонника, женьшеня, черемухи, кишмиша, винограда, брусники и смородины. Много пакетиков набралось с семенами. Положила она в мешочек и отдала ворону. — Прилетел ворон к Нядыге и отдал мешочек. Потер себе рану Нядыга семенами, съел их и вылечил ногу. Только яд перешел в голову, и Нядыга потерял память. Идет он и все рушит, всех убивает на обратном пути. Подошел он к юрте злой шаманки и говорит:
— Пусти отдохнуть!
— Кто ты? — спрашивает шаманка.
— Охотник, — отвечает Нядыга.
Не разглядела его впотьмах шаманка, впустила его, а он раз копьем! — и убил.
И пошел Нядыга дальше. .
А в это время синичка полетела и передала первой девушке:
— Возвращается Нядыга. Он убил Симму, только сделался сумасшедшим. Закрывай .дверь, а то он убьет тебя.
Закрыла дверь девушка. Подошел Нядыга. Стучал, стучал — никто не открывает.
А девушка подкралась сзади к нему, схватила его, скрутила ему руки и понесла его к себе в юрту и стала лечить его всякими травами и кореньями. Выздоровел он, очнулся и узнал добрую девушку.
Поженились они и стали жить. Только заскучал Нядыга, ходит невеселый.
— Что тебе нужно? — спрашивает его жена.
— Посмотреть хочу родителей, может, померли они давно.
— Пойдем вместе.
Пошли они. Приходят на то место, где жили родители Нядыги, а там и юрты нет, только два дерева стоят: клен и береза.
Поставили они рядом новую юрту. Нядыга и говорит своей жене:
— Не трогай эти деревья: ни кору на них, ни ветки не трогай.
Однажды он ушел на охоту, а жена надрезала ножом кору на березе, смотрит — кровь пошла. Обломила она сучок на клене — тоже кровь.
Возвратился Нядыга с охоты и говорит:
— Зачем ты моей матери коленку порезала?
— А где твоя мать? — спрашивает жена.
— А вот, — показывает он на березу.
— Посмотрел он на клен и говорит:
— Зачем ты моему отцу палец обломила?
— А где твой отец?
— А вот, — показывает он на клен. Заплакала жена и говорит:
— Прости меня, Нядыга! Я больше не буду. Приложила жена к ранам на березе и клене мокрую глину — зажили раны…
С тех пор на месте старой юрты всегда вырастают береза и клен. Нельзя их трогать.