“Три истины” — сказка дервишей, раскрывающая глубокие философские идеи через мудрые притчи. Эта история повествует о суфиях, чья жизнь посвящена неустанным поискам истинного знания, постижению объективной реальности. В центре сюжета – могущественный лорд Рударигх из Мурсии, жаждущий завладеть сокровенной истиной, принадлежащей мудрому Омару эль-Калави из Тарагоны. Омар, оказавшись в плену, сталкивается с требованием поведать свою истину, но обращается к древнему обычаю, обещающему свободу за честное слово. В своем ответе Омар излагает три простые, но проницательные истины, каждая из которых становится ключом к пониманию. Первая истина подтверждает его личность суфия, вторая – договоренность лорда об освобождении, третья же обнажает истинную природу желания Рударигха, соответствующую его собственному ограниченному восприятию. Сила этих слов настолько поражает, что даже властный лорд вынужден признать правоту и отпустить пленника. “Три истины” – это не просто сказка, а приглашение к размышлениям о природе правды, власти и мудрости.
Суфии известны как искатели истины, а истина есть ничто иное, как знание объективной реальности.
Один невежественный и жадный тиран захотел однажды заполучить эту истину. Его звали Рударигх, он был великий лорд Мурсии в Испании. Он решил, что истина — это нечто такое, что можно силой выпытать у Омара эль-Калави из Тарагоны.
Омар был схвачен и приведен во дворец. Рударигх сказал:
— Я приказываю тебе немедленно изложить всю истину, известную тебе, понятными мне словами, не то придется тебе распрощаться с жизнью.
Омар ответил:
— Соблюдаешь ли ты при своем благородном дворе всеобщий обычай, согласно которому арестованный должен быть отпущен на свободу, если он в ответ на вопрос говорит правду, и эта правда не свидетельствует против него?
— Да, соблюдаю, — ответил владыка.
— Я прошу всех присутствующих быть свидетелями слов нашего владыки, — сказал Омар. — А теперь я скажу тебе истину, и не одну, а целых три!
— Мы должны воочию убедиться, что твои слова действительно представляют собой истину как таковую. Ты должен быть доказательным.
— Для такого владыки как ты, — продолжал Омар, — которому я собираюсь сообщить не одну, а целых три истины, я уж постараюсь дать истины, которые будут самоочевидными.
Рударигх на этот комплимент распустил хвост веером.
— Первая истина, — сказал суфий, — состоит в том, что я есть тот, кого зовут Омар, суфий из Тарагоны. Вторая — это то, что ты согласился меня отпустить, если я скажу истину. Третья состоит в том, что ты хочешь знать истину, которая соответствует твоему пониманию.
Впечатление от этих слов было таково, что тиран был вынужден отпустить суфия.