“Собака, палка и суфий” — сказка дервишей, которая в доступной форме раскрывает глубокие философские истины. Это история о столкновении жестокости и сострадания, иллюстрирующая важность истинной духовности. Сказка начинается с неожиданного акта насилия, когда суфий ударяет посохом беззащитную собаку, причиняя ей боль. Пострадавшее животное ищет справедливости у мудрого Абу-Саида, который призвав обе стороны, осуждает суфия за его поступок. Суфий оправдывает свою жестокость загрязнением своей одежды, демонстрируя поверхностное понимание чистоты. Мудрец же предлагает компенсацию собаке, подчеркивая, что истинная ценность не во внешних атрибутах. Собака, обретя мудрость, признает свою ошибку, уповая лишь на внешние признаки суфия. Она мудро отмечает, что человек не всегда должен быть лучше собаки, если его действия лишены истинного сострадания. Эта притча побуждает задуматься о природе духовности и о том, что истинное очищение лежит в сердце, а не в одежде.
Один человек в суфийской одежде шел однажды по дороге и, увидев на дороге собаку, сильно ударил ее своим посохом. Завизжав от боли, пес побежал к великому мудрецу Абу-Саиду. Он кинулся ему в ноги и, продемонстрировав пораненную ногу, все ему рассказал и попросил быть судьей между ним и тем суфием, который обошелся с ним столь жестоко.
Мудрец призвал к себе их обоих и сказал суфию: «О безголовый! Как посмел ты так поступить с бессловесной тварью?! Посмотри, что ты натворил!»
— Я тут ни причем, — возразил суфий. — Собака сама виновата во всем. Я ударил ее вовсе не из прихоти, а потому, что она запачкала мою одежду.
Однако пес продолжал считать себя несправедливо обиженным; и тогда несравненный мудрец сказал ему: «Дабы тебе не хранить обиду до Великого Суда, позволь мне дать тебе компенсацию за твои страдания».
Собака ответила:
— О мудрый и великий! Увидев этого человека в одежде суфия, я подумала, что он не причинит мне вреда. Если бы я увидела его в обычной одежде, разумеется, я постаралась бы держаться от него подальше. Моя единственная вина состоит в том, что я полагала внешние атрибуты служителя истины гарантией безопасности. Если ты желаешь наказать его, отбери у него одеяние избранных. Лиши его права носить костюм человека праведности…
Собака сама находилась на определенной ступени пути.
Ошибкой было бы думать, что человек должен обязательно быть лучше собаки.