“Хромой и слепой” — сказка дервишей, пронизанная мудростью Востока, раскрывает глубокие истины о взаимопомощи и преодолении трудностей. Встретившись в серале, хромой и слепой герои оказываются перед непреодолимой преградой – невидимым пиром, недоступным из-за их физических ограничений. Однако, благодаря находчивости третьего посетителя, они находят уникальное решение, объединяя свои недуги в единую силу. Слепой обретает ноги для движения, а хромой – глаза, чтобы указывать путь, и вместе они достигают заветного пира. По пути их ждут новые встречи с теми, кто также стремится к благу, но сталкивается с другими, не менее серьезными препятствиями. Эта притча учит, что истинное преодоление возможно только через сострадание и понимание уникальности каждой души. Она напоминает о важности найти “свой” метод, а не слепо следовать чужим. И, конечно, сказка подталкивает к размышлению о роли мудрого наставника, способного указать путь к самому себе.
Хромой человек однажды вошел в сераль (постоялый двор) и устроился там среди других посетителей. «Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир», — сказал он своему соседу. Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:
— Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.
Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:
— Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.
Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир.
По дороге они остановились на отдых в другом серале. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые также хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему нечего было сказать.
Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который прежде всего объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть.