“Лисица, Волк и Медведь” — калмыцкая народная сказка, демонстрирующая хитрость и ум перед грубой силой. Эта поучительная история рассказывает о том, как трио зверей – лиса, волк и медведь – добывают верблюда, а затем делят его добычу. Пока волк и медведь охотятся дальше, лиса, не теряя времени, съедает самые лакомые кусочки – верблюжий сальник и рубец. Вернувшись голодными, волк и медведь обнаруживают пропажу и требуют объяснений у хитрой лисицы. Лиса ловко выкручивается, объясняя, что у верблюда не было ни сознания, ни ума, поэтому и сальника с рубцом у него не было. Сказка ярко демонстрирует, как ум и смекалка могут превосходить физическую мощь. С тех пор в калмыцком народе говорят: “Если нет сознания, откуда быть сальнику-семджину?” и “Если нет ума, откуда быть рубцу-уджирхе?”. Эти пословицы, родившиеся из сказки, подчеркивают важность интеллекта и рассудительности в жизни. Сказка учит ценить мудрость и находчивость, а также быть внимательным к чужим уловкам.
Давным-давно это было. Однажды лисица, волк и медведь втроем пошли на поиски какой-нибудь добычи. Шли они, шли и поймали одного верблюда. Волк и медведь говорят лисе: «Ну, лиса, пока мы придем, приготовь нам мясо. А мы пойдем опять охотиться». Сказали так волк и медведь и ушли. Лиса тем временем разделала тушу верблюда, разделила на три равные части. Ждет-ждет помощников, а они не приходят. А сама лисица очень проголодалась, захотелось ей сильно мяса, вытащила она верблюжий сальник и съела. А волк и медведь все не идут. Опять лиса сильно проголодалась, вытащила она рубец верблюда и съела его.
Наконец приходят волк и медведь, сильно проголодавшиеся. Лиса и говорит ласково: «Мясо готово, я разделила его на три части. Сварить его или будете есть сырым?» Волк и медведь разделили мясо на части и увидели, что нет сальника.
«Лиса, лиса, а где же сало?»- спросили они лису. А она в ответ только помахала хвостом и говорит: «У верблюда нет сознания, потому нет и сальника».
— «Лиса, лиса, а где же рубец?»- спросили звери лису. А она только засмеялась и махнула хвостом, а затем и говорит: «У верблюда нет ума, потому нет и рубца».
Сказала и убежала прочь. И с тех пор говорят так, как сказала лиса: «Если нет сознания, откуда быть сальнику-семджину, Если нет ума, откуда быть рубцу-уджирхе».