“Три поездки Ильи Муромца” — русская былина, повествующая о богатырском выборе и славных подвигах легендарного героя. Илья Муромец, стоя перед судьбоносным перепутьем, избирает трудный путь, полный опасности и угрозы смерти, доказывая свою отвагу и презрение к личной выгоде. Он вступает в неравный бой с разбойниками, демонстрируя невероятную силу и доблесть, очищая землю русскую от зла. На его пути встречается коварная колдунья, пленяющая невинных людей в своих белокаменных палатах. Богатырь освобождает пленников, заточая злодейку в темницу, восстанавливая справедливость и даруя свободу. Своими деяниями Илья Муромец преображает мир вокруг себя, стирая зловещее предзнаменование с камня. Былина воспевает силу духа, мужество и готовность к самопожертвованию ради защиты слабых и обездоленных. Эта история – яркий пример русского народного эпоса, передающего из поколения в поколение идеалы добра и справедливости. Отправившись в Киев-град, Илья Муромец продолжает свой ратный подвиг, служа верой и правдой родине.
По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убиту быть, направо ехать – женату быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надпись и призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убиту быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей [Тать – разбойник, грабитель.] – подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
– Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.
Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать-убиту быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, провела в столовую горницу. Кормила-поила богатыри, увещала:
– После хлеба-соли ступай опочив держать [Опочив держать – опочивать, спать, отдыхать.]. В дороге небось умаялся! – Провела в особый покой, указала на перину пуховую.
А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное. Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.
Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку красну девицу в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.
После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камени: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
– В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский парод!
На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.